Печать

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш отметил, что «Мы везде ясно видим ошибки и ложь: ложь о том, что свободная рыночная экономика способна обеспечить здравоохранение для всех; заблуждение, что мы живем в мире, без расизма; миф о том, что все мы «находимся в одной лодке».

«Да, все мы, образно говоря, плывем по одному морю, однако некоторые в этот момент отдыхают на своих супер-яхтах, тогда как другие отчаянно цепляются за проплывающие мимо обломки».

Мы быстро переходим к радикально отличной глобальной экономике, в которой общество испытывает растущее неравенство, безработицу, медленный экономический рост, растущий уровень долга и бессильные правительства. Эти кризисы объединились в один – нравственный кризис. Мы стали чаще нарушать нравственное правило «Три С»: не вредить себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом.

Вред, причиняемый нами другим и среде обитания, возвращается к нам. В итоге, мы вредим сами себе, в этом суть нравственного кризиса.

Традиционное капиталистическое экономическое мышление больше не может объяснить, предсказать или улучшить работу мировой экономики в эту новую эпоху.

Основной регулятор капитализма – рынок. Его идея – обогащение. Эта идея привела к формированию современной идеологии-технологии веры в деньги как в Бога. Деньги перестали работать на человека, они стали предметом культа, веры, ценностью. Хотя их предназначение – функция обмена ценностями и результатами труда человека. 

Как только человек утратил качества ценности для другого человека, начались войны, битвы за обогащение любой ценой. Они привели к чудовищному расслоению на бедных и богатых. Количество богатых стремительно сокращается при одновременном росте накоплений у  оставшейся мизерной части очень богатых людей. Количество бедных стремительно растет. Внезапно исчезает средний класс. Общество делится на незначительную часть очень богатых и подавляющую часть очень бедных людей. Создан чудовищный дефицит справедливости в общественных отношениях и защите прав и свобод людей.  

Выборы, призванные обеспечить сменяемость и конкуренцию политиков, превратились в систематическое самоназначение, что неминуемо ведет к застою в обществе и гражданской войне. Эта технология стала фикцией. Она  утратила свою роль регулятора общественных отношений. Сейчас она похожа на ритуал, комедию и трагедию одновременно.

Капиталистические экономики являются все менее гуманными, человечными, моральными. Накопление богатств и власть утратили легитимность, общественное признание. Власть, собственность, капитал, финансы, сама жизнь  богатых людей утратили защищенность на фоне обесценивания скудных накоплений, жизни и здоровья бедных людей, их прав и свобод. 

Назрела необходимость реформировать глобальный капитализм.

 

Но как это сделать?

 

Я познакомился с доктором Юнацкевичем много лет тому назад, когда он вместе с другими учеными создавал исследовательские институты и лаборатории Академии экосоциальных технологий (АЭСТ), изучающие поведение человека в различных сферах жизнедеятельности. Он познакомил меня с выводами исследований институтов АЭСТ, согласно которым глобальный капитализм можно улучшить.

 

Юнацкевич Петр Иванович

 

В исследовательских материалах АЭСТ говорится, что большая часть политической и экономической нестабильности, которую мы наблюдали в последние годы, имеет коренную причину. Мы можем улучшить глобальный капитализм, добавив к рынку, как основному регулятору экономики еще один регулятор.

Этот регулятор получил название дискурсивно-оценочный метод (ДОМ), теорию которого разработали еще в СССР профессор Виктор Чигирев и его ученик доктор Петр Юнацкевич.  Метод заключается в визуализации обратных социальных связей в режиме реального времени, данные которых важны для коррекции принимаемых решений как в военной сфере, так и в экономике.

Чигирев Виктор Анатольевич

 

Игнорирование обратных социальных связей приводит любую систему к катастрофе, если она не учитывает при принятии решения сигналы опасности, которые в первую очередь посылают эксперты, ученые, специалисты.

Обратная социальная связь – это информация, которую генерирует наиболее образованная и просвещенная часть общества, анализирующая последствия политических и экономических решений. В этой информации находятся сигналы об актуальных угрозах и вреде, который возникает при принятии тех или иных значимых решений.

Своевременный учет этих сигналов позволяет осуществить коррекцию принятого решения, что и позволяет избежать политической и экономической катастрофы.

Как показывают исследования институтов АЭСТ, центры принятия политических и экономических решений часто самоизолируются от таких сигналов. Они намеренно обрывают все обратные социальные связи, и создают искусственные источники таких сигналов, которые формируют неадекватную картину мира и происходящих событий.  Подобная ситуация приводит к вымиранию экспертов, специалистов, думающих людей. Их места занимают люди с поверхностными знаниями, а часто вовсе невежественные люди, которые заблуждаются искренне в оценке окружающей политической и экономической действительности. 

 

 

Такое заблуждение дорого обходится как политикам, так и финансовым магнатам. Деньги перестают работать на рост экономики, создаются все условия для социальной катастрофы, управлять которой невозможно и последствия которой трудно предсказать.

Видимая стабильность неожиданно исчезает, общество не может противостоять угрозам, правительства бессильны, а богатые люди начинают бегство, самоизоляцию, что также ведет к развалу экономики и утрате капитала. Его попросту отнимают новые случайные люди, использующие монополию на силовой ресурс, стратегическое оружие, или господство над другим важным ресурсом, например социальными сетями, программным обеспечением, хранилищами данных.

Доктор Юнацкевич полагает, что для улучшения капитализма нужно дополнить рынок как устоявшуюся систему общественных отношений новой системой – дискурсивно-оценочными практиками. Ученый полагает, что если при принятии политического или экономического решения организовывать дискурсивно-оценочные практики, т.е. параллельно решению обсуждать и оценивать это решение с позиций глобального экологического принципа («не вреди»), то в зависимости от динамических результатов обсуждения и оценивания можно внести своевременную коррекцию, избежать катастрофы.

В дискурсивно-оценочных практиках могут принимать участие все люди земли – 10 миллиардов человек. Сейчас это технически возможно. Профессор Чигирев в свое время разработал значительное число шкал, которые можно принять для групповых и массовых оценок (шкалы вреда, должного поведения, профессионального соответствия и так далее). Применяя эти шкалы к значимым решениям, вовлекая в обсуждение квалифицированных и образованных людей, можно способствовать возрождению образования других людей. Наблюдая за дискурсом специалистов можно учиться у них новому типу мышления – экологическому мышлению.

Экологическое мышление – это когда мы оцениваем и рассуждаем с позиции глобального экологического принципа – «не вреди». Политические и экономические решения, оцениваемые с позиции глобального экологического принципа, станут экологичными, т.е. безвредными для общества. Управленцы, реализуя экологические решения, начнут осуществлять новый тип управления – эко-управление (экологическое управление).

Экологическое управление – это управление, при котором не причиняется вред обществу и среде обитания. Такой новый тип управления, мышления и поведения (эко-управление, эко-мышление, эко-поведение) возникают как следствие практического применения дискурсивно-оценочного метода.

 

На мой взгляд, такой подход заслуживает самого пристального внимания международной деловой и финансовой общественности, так как этот подход позволяет, с одной стороны, сохранить власть и богатства от катастрофы и жесткого передела. С другой стороны он позволяет преодолеть массовую бедность, так как принимаемые политические и экономические решения будут находиться в дискурсивно-оценочных плоскостях и по массовым оценкам людей с позиции, не навредит ли это им, будет осуществляться коррекция решений.

Властитель сохранит власть. Богатый сохранит богатства. Бедность для бедных будет побеждена. Власть не будет вредить обществу.

Таким образом, реформируя глобальный капитализм, мы сможем вернуть ему устойчивость и придать нравственный (безвредный) характер.

 

Что для этого нужно?

Михайлов Андрей Леонидович

 

Нужно технологию рынка как универсального способа регулирования общественных отношений укрепить технологией дискурсивно-оценочного метода, работающего с позиции глобального экологического принципа. 

 

Рынок + ДОМ + ГЭП = нравственный капитализм

 

Этот экологический подход к развитию глобального капитализма позволит решить основную проблему нашего общества – проблему неравенства и дефицита справедливости.

Экосоциальные технологии – это технологии, построенные на различных формах практического применения дискурсивно-оценочного метода, являются способом совершенствования и реформирования глобального капитализма. Эти технологии расставят все на свои места. Рынок основан на безнравственной идее веры в деньги как в Бога. Рынок стал безнравственным инструментом. Он делает богатых богаче, а бедных беднее. И так на протяжении последних тысячелетий.

Внедряя дискурсивно-оценочный метод в рыночные отношения, все будет расставлено на свои места. Рынок из безнравственного инструмента превратиться в нравственный регулятор общественных отношений. И это позволит человечеству совершить новый материальный и духовный рывок в своем развитии.   

Идеология-технология денег + идеология-технология нравственности = устойчивое развитие

 

Идеология-технология нравственности возникает как следствие применения дискурсивно-оценочных практик и заключается в разрешении любого вопроса с позиции глобального экологического принципа (не навредить).

По истине, это величайшее достижение современного общества – дискурсивно-оценочный метод. Это достижение позволяет оставить  в качестве реликта истории человечества  веру в деньги как в Бога.  Ценность человека снова приобретает смысл, так как он в состоянии принять участие в дискурсе и оценке любого политического и экономического решения, рассматривая его с позиции глобального экологического принципа (не вредит ли это мне и другим людям, среде обитания).

Представьте себе сенсорный монитор любого персонального компьютера, телефона, на котором в цвете вы можете наблюдать все значимые дискурсы на планете Земля.  Вы можете стать участником любого дискурса, ваша оценка может меняться в зависимости от направления этого дискурса и экспертных суждений его участников. Ваш комментарий и оценка будут видны миллиардам других людей. Это занимательная картина будущего, которая и придаст нравственный характер развития нашей цивилизации.

Понятно, что применение дискурсивно-оценочной процедуры как дополнительного регулятора рынка требует серьезных научных и практических исследований. Но уже сегодня институтами АЭСТ накоплен достаточный опыт, чтобы его передать человечеству в начале XXI века.

Мы не зря обозначили мировую повестку для как «зеленую», т.е. экология, в первую очередь, человеческих отношений, стала ведущей на многие десятилетия вперед. 

Эко-мышление станет основным результатом современного образования, оно запустит эко-поведение и эко-управление на всей нашей планете. Основу эко-мышления составляет изучение дискурсивно-оценочного метода, глобального экологического принципа и правила «Три С», в ходе которого человек будущего научится соединять рынок с дискурсивно-оценочной практикой и таким образом приспособиться к той трансформации глобального капитализма, которая началась на наших глазах. Любой предприниматель обновленного капитализма будет решать свою частную задачу в дискурсивно-оценочных плоскостях, чутко реагируя на обратные социальные связи, благодаря которым он, в том числе, будет активно продавать свой товар или услугу, которые будут экологичными, т.е. безвредными для человека и среды обитания. 

 

Деньги + ресурсы + ДОМ + ГЭП = экотовар, экоуслуга

 

Например, уже сейчас в Финансово-экономическом институте АЭСТ разработаны и реализуются программы персонального обучения по эко-управлению для детей и молодежи, которые планируют войти в новую мировую элиту, реализующую «зеленую повестку мира».

В изучении финансов делается акцент на прекращение злоупотребления монопольным финансовым положением, чтобы избежать катастроф.

Деньги любят тишину. Так принято говорить. Но тем не менее финансовая политика должна быть более открытой, публичной. Все больше требуется участие специалистов из разных областей знаний в оценке последствий финансовых решений. Поэтому важно прекратить паразитизм в финансовой сфере, печатать «дутые деньги» и перепродавать их.  Деньги должны не вредить и созидать, т.е. их применение соответствует нравственному правилу «Три С»:

 

С1 + С2 + С3

М + С + Д,

 

где:

С1 – не вредить и созидать для себя;

С2 – не вредить и созидать для соседей, других людей;

С3 – не вредить и созидать для среды обитания;

М -   не вредить и созидать мыслью;

С -   не вредить и созидать словом;

Д -   не вредить и созидать делом.

 

Направляясь в экономику, придерживаясь правила «Три С», деньги обеспечивают благосостояние. Чтобы научиться управлять деньгами в соответствии с правилом «Три С», нужно формировать эко-мышление, реализовывать в личном поведении глобальный экологический принцип (эко-поведение). А при принятии экономических решений использовать эко-управление в финансовой сфере.  Так формируется новая финансово-экономическая элита мира. Это обезопасит молодые поколения управляющих финансами от летальных трагедий и катастроф.

Молодых эко-управленцев учат обсуждать принимаемые решения. Для управления собственной бюрократией как в частных так и в государственных финансовых организациях, молодежь обучают искусству применения эко-фильтра.

Эко-социальный фильтр – это процедура, через которую пропускается каждый бюрократ, чтобы в режиме реального времени видеть уровень его нравственности и профессионального соответствия.   Если уровень недостаточен, бюрократа вовремя ротируют, убирают с должности. Это придает устойчивость и надежность управленческой системе.

Эко-социальный фильтр создают путем монтажа в корпорации дискурсивно-оценочных полей, доступ к которым ранжирован в зависимости от уровня управленца. Изучаются новые критерии пролонгированного социального отбора управленческих кадров и исполнителей. Если не прошел эко-социальный фильтр, то в исполнительном органе такому бюрократу не место, он токсичен, и может привести систему к катастрофе.

В Финансово-экономическом институте АЭСТ изучается авторская методика Ганнибала Левита, развивающая качества субъекта деятельности у ученика (способность влиять на изменение и улучшение окружающей действительности).

Снижение способности человека влиять на смену властных субъектов, так называемый феномен «смерти субъекта» поддерживается заинтересованными в этом более активными субъектами, перманентно захватывающими властные позиции в обществе и далее гибнущие в социальных катастрофах (насильственного отъема власти с летальными исходами).  

 

Левит Ганнибал Израилевич

 

Ганнибал Левит полагает, что повышение способности человека влиять на нелетальную гуманную смену властных субъектов основано на персональном обучении искусству применения дискурсивно-оценочных практик, которые отражают обратные социальные связи (позитивное или негативное гражданское согласие) в режиме реального времени. Качественные и количественные показатели участия человека в дискурсивно-оценочных практиках, реально влияющих на ротации властных субъектов, являются измерительными показателями субъективной активности человека. Само участие в таких дискурсивно-оценочных практиках способствует развитию качеств субъекта деятельности человека, превращает его из «негражданина» в гражданина, созидающего для среды обитания, других людей и для себя лично.

В институте изучаются периоды развития общества: архаика, премодерн, модерн, постмодерн и афтепостмодерн.

Архаика характеризуется различным соотношением «вождь и племя». Если вождь не вредит своему племени а племя вовремя ротирует вождя, который составляет угрозу самой жизни этого племени, то такое общество развивается. Нарушение соотношения «вождь и племя» приводит к вырождению племени, не способного своевременно менять своих вождей, преступивших черту нравственности: начали вредить среде обитания, другим, и в итоге самим себе.  

 

Премодерн характеризуется закреплением неравенства в соотношении «вождь и племя» в сторону вождя, которое удерживается насильственными летальными способами, в том числе и при помощи нелетальных способов (монорелигии: один Бог на небе, один Царь на земле).

Модерн характеризуется закреплением неравенства в соотношении «вождь и племя» в сторону племени, которое удерживается общественным договором сменяемости власти путем ее выборов, а также светским образованием и культурной, гражданской активностью, коллегиальным управлением, кооперацией и сотрудничеством граждан, балансом материальных дел (бизнесов) и опусов (нематериальных дел).

Постмодерн характеризуется формальной демонстрацией модерна (закрепления неравенства в соотношении «вождь – племя» в сторону племени) и реальным нарушением этого равенства в сторону вождя. При этом сохраняются видимые ритуалы модерна – выборность власти, светское образование и культура, имитация гражданской активности. Основной способ управления обществом – административные преступные группы (АПГ - сращивание власть и криминала), которые образуются в каждом обществе постмодерна. АПГ удерживают соотношение «вождь и племя» в пользу вождя, имитируя пользу племени.  При всеобщем изобличении АПГ во власти вождь вынужден остановить развитие общества и вернуть его в эпоху премодерна, для которой характерно насильственное, негуманное, летальное удержание власти вождя.  Данный переход создает ситуацию социальной смерти (утрата общественного доверия), а затем и физической (тайное устранение, убийство, надругательство). 

Афтепостмодерн характеризуется таким соотношением «вождь и племя», при котором достижение созидательного нелетального, гуманного согласия между вождем и племенем обеспечивается с помощью дискурсивно-оценочных практик, что позволяет исключить откат общества в премодерн и постмодерн, является основой нравственного развития цивилизации.

Дискурсивно-оценочные практики – это участие граждан в массовом обсуждении и оценивании в режиме реального времени всех социально-значимых решений.  Эти практики могут быть корректными, если в их основание положить дискурсивно-оценочный метод, разработанный Чигиревым В.А. и Юнацкевичем П.И. в XX веке. 

«Смерть субъекта» - явление премодерна, в котором смерть субъекта (человека, который сопротивляется вождю, который причиняет племени вред) осуществляется путем его убийства по команде вождя. В постмодерне «смерть субъекта» (человек, который проявляет гражданскую активность и солидарность с другими гражданами) достигается имитацией дискурсивных процедур, выборов, точечными убийствами активистов, запугиваниями и лишением всяческих социальных и материальных благ, коррупцией, репрессиями, террором, экстремизмом, геноцидом.

«Возрождение субъекта» - явление афтепостмодерна, основанное на участии граждан в дискурсивно-оценочных практиках, обеспечивающих ротации во власти субъектов, которые преступили нравственную черту: вредят социальной среде и другим, в итоге и себе. Обеспечивая такие ротации, граждане сами вынуждены не преступать нравственной черты, они вынуждены, чтобы не стать объектами негативного дискурса (негативного гражданского согласия) соблюдать правило «Три С»: не вредить себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя (С1), соседей (С2), среды обитания (С3) мыслью, словом, делом. 

Измерение субъектной активности осуществляется посредством визуализации количественных и качественных показателей участия гражданина в дискурсивно-оценочных практиках. 

Развитие субъективной активности человека происходит посредством целенаправленного учебного, а затем и практического участия в дискурсивно-оценочных процедурах, для которых создаются специальные открытые социально-оценочные сети, позволяющие в режиме реального времени отражать обратные социальные связи и накапливать результаты гражданских позитивных и негативных оценок, составляющих субъектологические базы данных, используемых как обществом так и конкретными гражданами при принятии решений о доверии и взаимодействии с исследуемым субъектом.

Теория измерения субъективности человека заключается в измерении качественных и количественных показателей и характеристик участия человека в дискурсивно-оценочных практиках по всем вопросам его жизнедеятельности. Развитие субъективности человека осуществляется в учебных, а затем и практических дискурсивно-оценочных практиках, конструируемых на основе различных комбинаций дискурсивно-оценочного метода.   

Методика измерения субъективности человека заключается в разработке и применении в социально-оценочных социальных сетях различного рода шкал (шкалы вреда, должного поведения, профессионального соответствия и другие), позволяющих отражать качественные и количественные характеристики человека в режиме реального времени, исчислять динамические индексы вреда, угрозы, нравственности, профессионального соответствия субъекта.

Методика развития субъективности человека заключается в учебном, а затем и практическом использовании человеком социально-оценочных социальных сетей для осуществления личного и группового коммуникативного поведения (участие в обсуждении, осуждении, оценивании, комментировании, объяснении, пояснении, аргументировании) путем использования различного рода шкал (шкалы вреда, должного поведения, профессионального соответствия и другие). 

При этом человек учится управлять внутривидовой агрессией, менять свое поведение в зависимости от отраженных в сетях качественных и количественных характеристик человека в режиме реального времени, чтобы поддерживать положительные значения своих динамических индексов  нравственности, профессионального соответствия субъекта при обнаружении роста значений по шкалам вреда и угроз.  Такое поведение является экологическим, позволяет воспитать человека и гражданина, который не будет наносить вред среде обитания, другим и в итоге самому себе. 

 

Таким образом, нам кажется возможным улучшить глобальный капитализм и сделать почти невозможное – реформировать его в нравственный капитализм, устойчивый и безопасный для общества.

Мы вступили в период трансформации мировой экономики, и лучший вектор ее развития нам видится в том, чтобы рынок дополнить дискурсивно-оценочным методом и общим ориентиром – глобальным этическим принципом (не вредить). Тогда с уверенностью можем утверждать, что катастрофы в ближайшее время не случиться. Нас ждет расцвет и рост благосостояния для каждого жителя Земли. К этому, несомненно, нужно приложить усилия, ресурсы, получить новые знания, сформировать элиту с эко-мировоззрением. 

И неважно, средний ли вы предприниматель, или финансовый магнат, или монополист политической власти. Всем нужно учиться принимать решения в условиях открытого обсуждения и массового оценивания. Это новая реальность, которую будут копировать, и распространять, исследовать все передовые ученые мира, властители  и собственники   крупного финансового капитала.  Это приведет не только к успехам, но и разочарованиям, трагедиям, так как в каждой новой технологии есть свои особенности, на изучение которых у других исследователей ушло время и ресурсы. 

Тем не менее, творчество и совершенствование глобального капитализма начинается! Точки роста распределятся самым случайным образом по всем странам мира, и там, где рынок дополнятся дискурсивно-оценочным методом и глобальным экологическим принципом, там и обозначатся новые лидеры экологического капитализма.

В Финансово-экономическом институте АЭСТ впервые в мире стали учить  новому экономическому мышлению:

 

Рынок + ДОМ + ГЭП = нравственный капитализм

 

Это мышление смело можно назвать экологическим, так как оно корректирует поведение человека в соответствии с глобальным экологическим принципом. Так мы готовим новую мировую элиту, способную улучшить глобальный капитализм.

 

Михайлов Андрей Леонидович

Руководитель Финансово-экономического института АЭСТ

 

Михайлов А.Л. Как сделать капитализм нравственным. Москва, ФЭИ АЭСТ, 2021

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

с пометкой "Для Финансово-экономического института"

Поделиться в соц.сетях
Нравится